« Экономическое воспитание как необходимый фактор современности»
« Экономическое воспитание как необходимый фактор современности»
Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания детей. В процессе экономического воспитания усваивается сумма понятий и представлений об экономике, производственных отношениях, труде взрослых.
Полезно ознакомить детей с предметами и результаты (продуктами) труда, видами индивидуального и коллективного труда, познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи, понятиями «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно», «выиграл – проиграл», «поменял», Ребенок должен знать, что такое магазин, касса, банк.
Экономическое воспитание позволяет приблизить знания детей к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе экономического воспитания.
Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей особенно. Такие явления и процессы как: кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и т.д. очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни. Дети тоже не остаются в стороне. Их интересуют серьезные проблемы экономического содержания. Во время общения и игр со сверстниками они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении и смысле, которые они несут. Да и нам, взрослым, дети задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись деньги, почему у людей разная зарплата, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и др.
Необходимо знакомить детей с деньгами как измерителем ценности результатов труда, товара и услуги, с рекламой как способом информации, с материальным благополучием семьи, бюджетом, доходами и расходами. Детьми осознается направленность труда на заботу о детях, близких людях, взаимосвязь труда людей разных профессий, ценность любого труда людей. В школьном детстве формируется представление о структуре трудового процесса и его компонентов на примере конкретных процессов труда, взаимосвязи между качеством результата труда, физическими усилиями человека и используемыми им инструментами, техникой.Важным при этом является обсуждение с детьми вопросов о труде и праздности, о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно зарабатывать деньги, об уважении к тем, кто умеет ответственно относиться к своим обязанностям, проявлять инициативу и творчество, аккуратно и своевременно выполнять свою работу. Среди наиболее используемых методов в экономическом воспитании мы выделили наблюдение за трудом людей различных профессий (работа повара в детском саду, продавца в магазине, рабочего на стройке и др.), беседу на экономические темы («Как зарабатывают деньги», «Бюджет семьи», «Что такое карманные деньги», «Труд родителей» и др.), рассказ, пример, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, воспитывающие ситуации и другие методы. Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюстрировал обсуждаемые экономические вопросы. Родитель должен своим примером показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.