консультация для родителей
Дидактические игры как основной метод обучения грамоте
Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное педагогом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков.
Проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной, ведь от того, насколько дошкольник овладел грамотой, зависит его дальнейшее школьное обучение.
Что же включает в себя подготовка к овладению грамотой? Это овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Чтобы помочь ребенку лучше усвоить первоначальные основы грамоты, родителям рекомендуется закреплять и развивать те навыки, которые ребенок получает в дошкольном учреждении.
Работа по данному разделу должна вестись в игровой форме. Игра позволит добиться высоких результатов, будет поддерживать интерес детей и разнообразит ваш совместный досуг.
Важно, что в предложенные игры можно играть не только дома, но и на улице, в транспорте. Они не требуют больших материальных затрат. Эти игры можно варьировать, проявляя свое творчество.
«Поймай звук» - ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук: среди других звуков; в ряду слогов; в стихотворении.
«Повтори» - ребенок повторяет за взрослым пары слогов; чистоговорки. Например: са-са-вот летит оса.
«Скажи наоборот» - взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а ребенок с мягкими согласными.
«Да-нет» - взрослый произносит слова с заданным звуком, а ребенок говорит «да», если этот звук есть в слове; «нет», если звука нет в слове.
«Закончи слово» - ребенок добавляет звук или слог в конце слова. Например: де…, дива…, бана…, пе…, бу(сы), ча(сы), ве(сы).
«Третий лишний» - взрослый произносит группу слов с заданным звуком, а ребенок называет лишнее слово, без данного звука.
«Назови слово» - ребенок называет слова на заданный звук.
«Не ошибись!» - ребенок называет слова с заданным звуком: в начале слова; в середине слова; в конце слова.
«Услышь и назови» - взрослый читает стихотворение, а ребенок называет слова с заданным звуком из стихотворения.
«Назови слог» - ребенок называет первый слог в слове; второй слог и т. д.
«Сосчитай» - взрослый произносит слова, а ребенок говорит, сколько слогов в слове.
«Составь слово» - ребенок из предложенных звуков составляет слова.
«Добавь словечко» - взрослый произносит часть предложения, а ребенок заканчивает предложение словом с заданным звуком.
«Составь предложение» - ребенок составляет предложение по опорным словам. Например: зонтик, Лиза, у, красивый.– У Лизы красивый зонтик.
«Придумай предложение» - ребенок придумывает предложение с заданным словом.
Играя в игры, ребенок может брать на себя роль ведущего, а взрослый выполнять задания, можно быть равноправными партнерами в игре.
Использование данных игр позволит достичь определенных положительных результатов в развитии ребенка и разнообразит ваш совместный досуг!