Консультация для родителей
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
(консультация для родителей)
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной.
Ребенок быстро прибавляет в весе и росте, изменяются пропорции тела. С одной стороны, дети становятся сильнее и выносливее, с другой – легко возникает перенапряжение и эмоциональное утомление (все силы организма идут на физическое развитие).
Крепкое здоровье является важным показателем физической готовности детей к школе. У ребенка накапливается резерв здоровья, снижается частота заболеваний, которые протекают сравнительно легко. Для успешного обучения в школе у ребенка должна быть сформирована оптимальная двигательная активность. Крупные мышцы туловища и конечностей уже достаточно развиты, что позволяет детям хорошо лазить, бегать, плавать, прыгать, кататься на коньках и т.п. Мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и координированные движения при письме развиты недостаточно, поэтому детям трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.
С 5-6-ти лет начинает формироваться произвольность, это означает, что он начинает действовать в соответствии с внешними целями, а не только по непосредственному побуждению. Произвольность проявляется в поведении, в умении подчиняться правилам.
Развивается волевая сфера ребенка: становиться возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути их достижения, правильная оценка результатов собственных действий.
В сфере взаимоотношений развивается избирательность, способность к сочувствию, к оценке своих поступков, появляется стремление соответствовать нравственным нормам. Многие дети уже имеют довольно устойчивые симпатии среди ровесников, и их предпочтения основываются прежде всего на мотивах дружбы. Дети учатся согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми целями и интересами и в то же время активно отстаивает собственные интересы. Так формируются умения совместного планирования, отношения взаимной ответственности и помощи.
Ведущей остается игровая деятельность. Дети любят играть, творчески организовывать сюжет, в котором находят отражение бытовые ситуации, события общественной жизни, элементы трудовой деятельности взрослых. Если дети будут обучаться в игре, то они научаться многому, сохранят свое здоровье и сформируют установку, что учение – дело интересное и увлекательное.
Развивается и трудовая деятельность детей. Они проявляют высокую степень самостоятельности в осуществлении самообслуживания, все чаще становятся реальными помощниками в работе взрослых, проявляют желание и стремление им помочь (вместе сажают растения, собирают урожай, ухаживают за комнатными растениями и животными в уголке природы и т. д.). В сфере интересов ребенка теперь важное место занимает информация о труде взрослых.
К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка всей умственной деятельности:
1. Наблюдается переход психических процессов (внимания, памяти, речи, мышления, воображения) от непроизвольных форм к произвольным.
2. Внимание становиться более устойчивым.
3.Развиваются сенсорные способности. Дети знают цвета, систему геометрических форм, основы фонем родного языка, пространственные и временные эталоны и т. д. Сформированы рациональные способы обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание, дегустация), пользуясь которыми ребенок способен обследовать любой новый объект.
4. Интенсивно развивается мышление ребенка. Действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, т.е. на уровне представлений. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними. Дети рассуждают о наблюдаемых фактах, строят простые умозаключения. Они стремятся отыскать истину, получить ответы на волнующие вопросы, все чаще включаются в экспериментирование.
6. Дети готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, им доступно понимание общих связей, закономерностей, принципов, лежащих в основе научных знаний в сфере живой и неживой природы, культуры, техники, человеческой деятельности и взаимоотношений.
7. В старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется воображение в ролевых играх, рисовании, конструировании, играх-драматизациях, строительных играх, в создаваемых ими мелодиях, танцах, стихотворениях, словотворчестве.
Итогом физического, психического, психологического, эмоционального развития старших дошкольников к шести-семи годам становится появление предпосылок новой для них деятельности - учебной.
Теперь они готовы обучаться по программе взрослого, учатся слушать и слышать педагога, вычленять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности, осуществлять самоконтроль, т.е. приобретают умение учиться.
Подготовил: воспитатель дошкольного образования Лыскова Н.В.
Источник:
Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО ; 2019.